Суббота, 18.11.2017, 16:46
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

ГОБОУ ЦППРК, г. Великий Новгород

Меню сайта
Ваше мнение!
Как Вы относитесь к ужесточению законодательства в отношении курения в общественных местах?
Всего ответов: 117
Поиск

Советы учителям

Содержание раздела:

     1. Профилактика профессионального выгорания специалистов обеспечивающих сопровождение обучающихся с ОВЗ.

     2.Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

     3. Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

 

Профилактика профессионального выгорания специалистов обеспечивающих сопровождение обучающихся с ОВЗ.

    Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

Во-первых:

     • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

     • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

     • опыт успешного преодоления профессионального стресса;

     • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

     • высокая мобильность;

     • открытость;

     • общительность;

     • самостоятельность;

     • стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

     • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

 

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

  •       стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
  •       удовольствие (релаксация, игра); 
  •       умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: 

  •       стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
  •       стремление бороться со своими негативными убеждениями;
  •       создание сообщества.

3. Повышение уровня профессионального мастерства. Работа с супервизором.

Упражнение 1. «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

 

Первый список может выглядеть так: Второй список может выглядеть так:
1) играю со своими детьми 1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье
2) читаю, лежа на диване 2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы
3) работаю в саду 3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.
4) встречаюсь с друзьями
5) смотрю телевизор

 

Упражнение 2. «Обещание самому себе»

1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной — для работы со вторичной травмой.

2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.

3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.

     Ваш лист может выглядеть примерно так:

Личная сфера

1. Взять отпуск

2. Делать зарядку

3. Встретиться с близкой подругой

Профессиональная сфера

1. Договориться о супервизии

2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом

3. Прогуливаться в конце рабочего дня

Организационная сфера

1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания

2. Устроить вечеринку сотрудников

3. Собраться для обсуждения

Упражнение 3. «Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания»

     Просмотрите лист своих планов по работе со вторичной травмой и попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?

2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?

3. Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем-то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни?

4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?

 

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Название типа агрессии Рекомендации

1.Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.

Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим – сверстникам, взрослым и ко всему живому

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен

3.Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения»

Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Если дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное)

 

Шесть рецептов избавления от гнева

     Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.
 

Содержание Пути выполнения
1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

-слушайте своего ребенка;

-проводите вместе с ним как можно больше времени;

-делитесь с ним своим опытом;

-рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

-если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

-отложите совместные дела с ребенком;

-старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии -говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй пожалуйста в другой комнате»
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

-примите теплую ванну, душ;

-выпейте чаю;

-послушайте любимую музыку

5.Старайтесь предвидеть и предотвратить неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

-не давайте ребенку играть теми вещами которыми дорожите;

-не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6.К некоторым особо важным событиям стоит готовиться заранее

-изучайте силы и возможности своего ребенка;

-если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее

 

Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:

     1.    Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

     В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
•    полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
•    выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);
•    переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
•    позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

     2.    Акцентуация внимания на поступках (поведении), а не на личности.

     Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас». Покажите ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

     3.    Контроль над собственными негативными эмоциями.
     Необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет  с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

      4.    Снижение напряжения ситуации.
     Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
•    повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
•    демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
•    крик, негодование;
•    агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
•    сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
•    негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
•    использование физической силы;
•    втягивание в конфликт посторонних людей;
•    непреклонное настаивание на своей правоте;
•    нотации, проповеди,  «чтение морали»;
•    наказание или угрозы наказания;
•    общение типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, …», «Ты никогда не…»;
•    сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
•    команды, жестокие требования, давление;
•    оправдания, подкуп, награды.

     5.    Обсуждение поступка.
     Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешиться и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее.

     6.    Сохранение положительной репутации ребенка.
     Для сохранения положительной репутации целесообразно:
•    публично минимизировать вину подростка, но в беседе с глазу на глаз показать истину;
•    не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
•    предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

     7.    Демонстрации модели неагрессивного поведения.
     Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. 
     Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
•    нерефлексивное слушание (внимательно молчать);
•    пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
•    внушение спокойствия невербальными средствами;
•    прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
•    использование юмора;
•    признание чувств ребенка.
     Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

 

Внимание!!!







Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных.
ГОБОУ ЦППРК © 2017